Эссе. Учитель-координатор
Эссе. Учитель-координатор
Если хочешь, чтобы год
Помнили – сажай цветы
Долго помнили – посади дерево
Вечно помнили – учи детей
(Восточная мудрость)
Когда я думаю о том, что я - преподаватель, прежде всего, приходит мысль – при всех изменениях общества профессия преподавателя останется вечно. Конечно, новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и студентом. Появляются новые роли преподавателя: обучение на цифровых платформах — учитель-координатор.
Владение цифровыми компетенциями, гибкостью, способностью адаптировать занятие к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации. Учитель-наставник. Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах. Учитель-практик. Фокус на практических навыках.
Учитель — навигатор в мире информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика.
Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому, я думаю, умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям. Прихожу к выводу, что преподаватель должен уметь создавать такие учебные ситуации, которые стимулируют самостоятельную активность студентов, продуктивно структурируют ее относительно предметного материала и способствуют формированию так называемых «навыков XXI века».
Ульям Артур Уорд говорит, что «средний учитель рассказывает. Хороший учитель обьясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». Я согласен с этим утверждением, так как мы не только обучаем, но и воспитываем. И мне это известно на моем собственном примере, когда преподаватель делает больше, чем учит, его влияние распространяется далеко за пределы учебного заведения. И был совершенно прав Менделеев Д.И., когда говорил «вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Интегральная образовательная парадигма предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни. Потому умение непрерывно учиться становится одним из основных требований к преподавателю.
Что должно быть в портфеле преподавателя, который воспитывает «человека будущего», который должен иметь в своем скилл-боксе следующий «минимальный набор»:
- базовые предметные знания как фундамент для освоения нового содержания и проектирования технологических решений;
● инструменты познания мира (опыт постановки проектных задач, исследований, достаточный уровень проектной и исследовательской культуры);
● ключевые компетенции (критичность, креативность, продуктивная коммуникация, способность распознавать и использовать потенциал новых технологий).
По-моему мнению, в портфеле преподавателя должны быть:
● готовность к обновлению содержания и технологий освоения естественных наук на основе междисциплинарности, конвергентности, способность производить отбор и структурирование содержания на основе инновационных подходов;
- опыт организации проектной и учебно-исследовательской работы обучающихся, в том числе в области технологических решений;
● навыки работы с новым оборудованием, которое сейчас появляется в школах, в колледжах.
Нет смысла осваивать современные технологии, изучая физику, математику, биологию и другие естественнонаучные дисциплины отдельно друг от друга, потому что в таком случае не формируется единая картина мира, не создаются условия для освоения содержания через деятельность. Именно за STEM-образованием, объединяющим системный подход и практику, будущее.
Важно, чтобы мы, преподаватели, сами становились инициаторами проектных задач, подавали пример поиска новых технологических решений, проведения исследований их эффективности. Следовательно, для STEM-образования нужен преподаватель, который сам находится в поиске, увлекая и своих студентов.
Новые задачи изменяют роль преподавателя в процессе обучения. Преподаватель формата STEM предлагает решать реальные задачи. В основе его подхода — интеграция предметных знаний и технологий, совместная с обучающимися исследовательская деятельность. Мы убеждены, что такой преподаватель понимает, как и с помощью каких инструментов он создает каждому студенту пространство для проявления его способностей, реализации личностного потенциала и профессиональных проб.
Чтобы обеспечить становление и профессиональное развитие STЕМ-педагога, необходимо пересмотреть как подходы к отбору содержания программ ПК, так и технологии работы с преподавателями. Важно, чтобы педагог обучался в деятельности, через самостоятельное приращение новых знаний, компетенций, переосмысление имеющегося опыта применительно к новым задачам.
Преподавателю для работы в формате STEM необходимо:
● погружение в контекст (современные технологии, обновление содержания естественных наук, технологического образования, знакомство с нанотехнологиями);
● практикумы по самостоятельному приобретению нового опыта, погружение в работу с технологическими кейсами от реальных предприятий и бизнеса;
● супервизия как экспертное консультирование и сопровождение;
● постпрограммное сопровождение на первом году после окончания обучения, помощь и консультирование в реализации проектов студентов, переосмысление практики работы в области проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Интенсивное погружение в реальную деятельность: от учебно-исследовательской и проектной как формы работы с обучающимися до методической и экспертной по разработке реального образовательного продукта (программы, методических разработок, цифровых образовательных ресурсов) с последующей апробацией в конкретных образовательных организациях— позволяет говорить о создании новой модели профессионального развития педагогов, в рамках которой сами слушатели становятся активными участниками всех действий и при помощи экспертов, консультантов и наставников создают новые образовательные решения, привносят в свои организации инновационные модели развития образования.