Методические рекомендации по организации бесплатной юридической помощи
Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в РФ» закладываются организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона «…Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления…»
В соответствии с пунктом 2 статьи 15.1. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Для реализации социальной политики государства необходимо организовать:
1) надлежащее информирование населения по правовым вопросам;
2) эффективное оказание бесплатной юридической помощи, путем координирования деятельности всех участников системы оказания бесплатной юридической помощи;
3) тесное взаимодействие на принципах партнерства органов местного самоуправления с другими организациями, которые занимаются проблемами социально незащищённой категории населения;
4) действенный контроль за деятельностью участников системы оказания бесплатной юридической помощи.
С целью решения поставленных задач Вам предлагается следующий алгоритм действий.
- Информирование населения.
1. Разместить информацию об оказании бесплатной юридической помощи (далее БЮП) на официальном сайте городского или сельского поселения (при наличии), выписки из нормативных актов на информационных стендах соответствующих организаций.
Рекомендации.
В обязательном порядке должна быть размещена правовая информация о:
-ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» совместно со ст. 2 Закона Забайкальского края № 701-33К «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Забайкальского края»;
-ст. 6, ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
-ст. 5 Закона Забайкальского края № 701-33К «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Забайкальского края»;
-ст. 26 Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
При этом, подлежит размещению информация:
-об ответственных лицах за БЮП от Администрации, соответствующей организации-участнике БЮП, Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края, с указанием контактных телефонов и дней приемов;
-график приема адвоката, с указанием контактных телефонов, даты, времени и места приема.
2. В связи с постоянным изменением законодательства, целесообразно проводить мониторинг редакций Федеральных законов и законов Забайкальского края, которыми вносятся изменения и дополнения в нормативные акты, регламентирующие деятельность по оказанию бесплатной юридической. С учетом нововведений необходимо вносить изменения в соответствующие нормативно-правовые акты и размещать информацию на сайте.
3. Рекомендуется подготовить обращение в средства массовой информации муниципального района с предложением, в рамках социальной рекламы, системного размещения информации о БЮП.
Рекомендации.
Целесообразно осуществлять публикации:
– в виде статьи (о категориях граждан, случаях оказания бесплатной юридической помощи, обязанностях адвокатов, представителей исполнительных органов, органов местного самоуправления и т.д.);
– в виде рекламного объявления о времени, дате, месте приема адвокатов, личных приемах органов местного самоуправления.
При наличии в муниципальном районе самостоятельного теле- и радиовещания, с аналогичным предложением обратиться в адрес последних о размещении социальной рекламы. Например, голосовым озвучиванием либо бегущей строкой.
Не исключается возможность создания рекламного ролика, интервью соответствующих лиц, ответы на вопросы в режиме реального общения.
4. При наличии объектов социальной инфраструктуры (домов престарелых, инвалидов, домов-интернатов-школ, детских домов, центров реабилитации несовершеннолетних, образовательных учреждений начального профессионального образования, объектов здравоохранения и т.д.) организовать проведение информационных бесед (лекций) о возможностях получения населением бесплатной юридической помощи.
Рекомендации.
В сельских поселениях возможно проведение общих собраний граждан главами поселений с фиксацией поступивших вопросов и персонифицирующих данных обратившихся лиц, для дальнейшей передачи информации ответственным лицам в Администрацию муниципального района.
5. Использование интернет-ресурса. При наличии возможности разместить актуальную информацию, рекламу, оповещение, объявления (о проведении лекций, собраний, брифингов, приемов и Т.Д.) по вопросам БЮП на официальном сайте городского и сельского поселения, а также организовать интернет-приемную с возможностью поступления от пользователя вопросов и дальнейшего опубликования ответов.
6. Распространение рекламных буклетов, брошюр, памяток о БЮП, размещение баннеров и рекламных плакатов, при наличии возможности.
II. Организация работы по реализации законов
о бесплатной юридической помощи.
Координация и взаимодействие.
1. Организовать учет и фиксирование обращений граждан, и принятых по обращениям решений.
Рекомендации.
Целесообразно разработать журнальную форму учета обращений граждан. В журнале учитываются все обращения граждан, в том числе по вопросам, входящим в категорию оказания бесплатной юридической помощи. Кроме того, необходимо кратко фиксировать содержание обращения и принятое по нему решение. Примерные графы в журнале:
1. Дата обращения;
2. ФИО гражданина;
3. Номер телефона или адрес места жительства;
4. Принадлежность к соответствующей категории;
5. Случай оказания помощи (с чем обратился гражданин);
6. Результат (оказана помощь самостоятельно/направлен к адвокату/отказано в связи с отсутствием законных оснований).
Например: дан устный, письменный ответ (если это входит в компетенцию Администрации), запланирован выезд адвоката (дата, время, место) либо гражданин направлен к адвокату, в исполнительный орган государственной власти (какой-именно). Предложенная система учета предусматривает, в дальнейшем, возможность контроля со стороны Администрации за работой участников государственной системы БЮП.
При направлении граждан для консультации к адвокату целесообразно заранее информировать последнего о сущности поступивших вопросов для возможности более полного и качественного консультирования, в том числе и при необходимости выезда адвоката на объекты социальной инфраструктуры. Данные рекомендации относятся и к организации личного приема руководителя с участием адвоката.
2. Иные формы и методы взаимодействия.
Круглые столы, диалоговые и консультативные площадки, семинары, викторины, пресс-конференции, проведение дней правовых знаний, ведение информационных уголков в СМИ, подготовка информационных писем, информирование о достигнутых результатах и т.д.
Издание нормативных актов, регулирующих деятельность по БЮП на территории муниципального района, выступление с законодательной инициативой, оказание поддержки в организации работы общественных некоммерческих организации по БЮП и т.д.
III. Контроль.
1. Ответственные лица городских и сельских поселений предоставляют информацию в Администрацию муниципального района, в целях указания последними в квартальных и полугодичный отчетах более полной информации о ситуации с БЮП в районе. Также городские и сельские поселения могут направлять информацию в Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края о проделанных мероприятиях в свободной письменной форме.
Рекомендации.
Главным образом должно быть налажено взаимодействие между городскими и сельскими поселениями с администрацией муниципального района и с адвокатом, оказывающим БЮП в районе.
Нормативная база для использования в организации работы.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный Закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
5. Закон Забайкальского края от 10.10.2012 г. № 701-33К «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Забайкальского края».
6. Закон Забайкальского края от 29.12.2008 г. № 98-33К «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов государственным полномочием по материально-техническому и финансовому обеспечению оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных и малонаселенных местностях и принципах материально- технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных и малонаселенных местностях Забайкальского края».
7. Постановление Правительства Забайкальского края от 26.12.2012 г. № 568 «О порядке взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Забайкальского края».
8. Постановление Правительства Забайкальского края от 24.05.2013 г. № 201 «Об утверждении порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
9. Постановление Правительства Забайкальского края от 29.12.2012 г. № 576 «О размерах и порядке оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации на территории Забайкальского края в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
Рекомендации.
Перечисленные нормативные акты должны иметься в наличии у всех участников системы оказания бесплатной юридической помощи (далее БЮП).
Справочная информация.
При отказе в оказании БЮП со стороны адвокатских объединений, рекомендовать гражданам обращаться с письменным заявлением о нарушении их прав и законных интересов в Палату адвокатов Забайкальского края, с дополнительным информированием Департамента.
По всем интересующим вопросам обращаться в отдел правового, договорного и документационного обеспечения Департамента по номеру телефона 8 (3022) 35 02 93.